Метафоры для работы со своими мыслями

«Куда я хочу уехать» метафора «поезд»

Представьте, что Ваше сознание – это большой вокзал с множеством колей. Окинув взглядом этот вокзал, Вы замечаете там много интересного. Вы видите колеи, на которых стоят поезда, и другие, пустые колеи. На некоторые колеи поезда прибывают и вскоре отправляются в путь дальше. На других колеях прибывшие поезда остаются стоять, ожидая времени своего отправления. Иногда поезда проносятся через вокзал молниеносно, так, что их почти не удается разглядеть, а иногда прибывают на него с таким оглушительным шумом, что больше всего хочется заткнуть уши. Одни поезда – роскошные и имеют красивую форму, другие – грязные и безобразные. Одни поезда появляются у нас на виду только один раз, а другие снова и снова прибывают и отправляются с вокзала. В какие из этих «мысленных поездов» Вы хотели бы сесть? Вы хотели бы сесть в каждый из них, чтобы оценить, какой из них окажется для Вас лучше? Вы выберете самый шумный поезд, потому что он кажется Вам очень значимым? Или Вы выберете самый безобразный поезд, потому что за ним нужно лучше следить? Или поезд, который появляется снова и снова, потому что Вы интерпретируете это как знак того, что на этот поезд стоит сесть? Или, возможно, Вы пойдете кратчайшим путем и выберете тот поезд, который стоит ближе всего к Вам?

Естественно, Вам следует выбрать поезд в зависимости от своей цели! Помните – если Вы уже сели на «мысленный поезд» и думаете о нем, то это должно принести Вам пользу и быть выгодно для Вашей жизни! Это означает, что на других «колеях» на Вашем «вокзале» и дальше может происходить много всего, но Вам необходимо оставить другие поезда в покое и позволить им прибывать и отправляться в их собственном ритме.

К несчастью, на практике многие люди выбирают по другим критериям, какие поезда стоят того, чтобы проявить к ним внимание и интерес:

  • К поездам, которые прибывают на вокзал с ужасным «шумом»; «ужасный шум» в переносном смысле означает эмоции, сопровождающие наши мысли. Для многих людей появление эмоций — это доказательство того, что эти мысли должны быть важны. Так, конечно же, может быть, но вовсе не обязательно! Например, иногда эмоции (и соответствующие им мысли) появляются в сегодняшней ситуации исключительно из-за какого-то прошлого жизненного опыта и поэтому могут быть совершенно неуместны в данный момент. И даже когда мои мысли и эмоции касаются важной для меня темы, я все же могу определить, когда наступит подходящий момент для того, чтобы проявить к ним внимание и интерес. Интенсивно думать о личных проблемах во время работы иногда может быть невыгодно и создавать мне дополнительные проблемы, например, если из-за этого я не выполню порученный мне объем работы или допущу ошибки. Таким образом, даже когда мысли или мысленные образы появляются вместе с эмоциями, мне следует сознательно оценить, является ли этот «мысленный поезд» в настоящий момент именно тем, на который мне следовало бы «сесть».
  • К поездам, которые наиболее часто прибывают и отправляются дальше с вокзала. Здесь дело обстоит точно так же, как и с эмоциональным «ужасным шумом мысленных поездов». Один тот факт, что определенные «мысленные поезда» появляются очень часто, еще не означает, что мне будет выгодно проявить к ним внимание и интерес. Здесь причиной появления тоже может быть, например, какой-нибудь эпизод из моей прошлой жизни, хотя речь может идти и о действительно важной проблеме в моей жизни. Как и всегда, мне не следует садиться на эти поезда автоматически, а принять целиком осознанное решение, следует ли это делать и – если да – то когда наступит подходящий момент для того, чтобы поехать на этом поезде.

Метафора «река»

Очень похожая метафора – это метафора «река». Здесь реку сравнивают с нашим сознанием, в этой реке резвятся рыбы, которые символизируют наши мысли и мысленные образы, иногда с эмоциями, иногда – без. Практиковать отстраненную осознанность – значит занять позицию, в которой Вы не будете находиться в реке и не спутаете себя с какой-нибудь из рыб (например, «Я — рыба-неудачник»). Вместо этого, займите позицию на берегу реки и с дистанции, не оказывая никакого влияния на активность в воде, наблюдайте за тем, что происходит в «Вашей реке», какие мысли приплывают и уплывают в своем ритме. При этом Вы обнаружите в реке красивых и безобразных, совсем крошечных и огромных, и, наверное, даже страшных рыб. Но здесь действует такое же правило, что и с «мысленными поездами»; независимо от формы, размера, ощущаемой опасности, частоты появления или эмоций, связанных с рыбами – какие из них стоят того, чтобы проявить к ним внимание и интерес? И когда для этого будет подходящий момент?

Позиция на берегу в этой метафоре хорошо объясняет восприятие самого себя как чего-то отделенного от мыслей и мысленных образов – Вы стоите на берегу реки как наблюдатель, а объекты, за которыми Вы наблюдаете, плавают отдельно от Вас в реке. Ваши ноги остаются сухими.

 

«Капризные дети»

В нашем восприятии наши мысли обыкновенно ведут себя как «капризные дети», которые, например, долго ноют в супермаркете, потому что хотят, чтобы мы обязательно купили им любимую сладость. В сравнении с ними, иногда бывают мысли, которые, кажется, иногда просто-таки преследуют нас, и к которым нам, судя по всему, необходимо проявить внимание и интерес.

Как бы Вы посоветовали родителям обходиться с таким «капризным ребенком»?   Вероятно, наиболее распространенным советом было бы сказать ребенку, что сладость он не получит и на него больше не будут обращать внимание, как бы долго он ни ныл. Если же я в такой ситуации уделяю своему ребенку много внимания, то часто ситуация только ухудшается. Естественно, доброжелательные родители и дальше будут замечать своего ребенка, пассивно наблюдать за ним и только в случае необходимости примут решительные меры, если вдруг он начнет устраивать из супермаркета самое настоящее «поле битвы» (к счастью, мысли не могут превратить супермаркет в «поле битвы», поэтому мы можем спокойно оставаться в позиции пассивного наблюдателя). Кстати, этот подход будет полезным и родителям, и если они воспользуются им, то их не настигнет приступ ярости, который будет неприятен и им самим, и ребенку, и ничем не поможет. Дети иногда ноют в супермаркетах, чтобы выпросить что-нибудь; точно так же иногда «себя ведут» негативные мысли и эмоции.

Метафора «окно»

Следующая и завершающая этот раздел метафора — это так называемая метафора «окно». Станьте перед окном и представьте себе, что оконное стекло перед Вами — это экран Вашего сознания, на котором то и дело появляются мысли или мысленные образы. Если у Вас есть маркер, сделайте, пожалуйста, следующее: напишите на оконном стекле свои нелюбимые мысли, например, «Я точно провалю экзамен!» Затем станьте так, чтобы Вы могли прочесть все эти мысли. Теперь сосредоточьтесь на чем-нибудь снаружи, что расположено на более или менее отдаленном расстоянии от окна. А теперь скажите, что происходит с надписями, когда Вы, так сказать, сквозь них смотрите в окно и концентрируетесь на чем-нибудь снаружи? Многие говорят: «Надписи пропадают!» Или: «Мне кажется, будто на оконном стекле размазана какая-то дрянь!» А теперь опять сконцентрируйтесь на надписях. Что происходит с теми объектами снаружи, за которыми Вы только что наблюдали, смотря в окно? Применить отстраненную осознанность – значит сознательно воспринимать на моем «внутреннем экране» мысли такими, какие они есть. Метафора «окно» также прекрасно демонстрирует, во что превращаются Ваши мысли, если Вы перестаете обращать на них внимание и вновь концентрируете его на других аспектах своей жизни – мысли отходят на второй план, а иногда вообще пропадают сами по себе.

О.Корн, С. Рудольф “Метакогнитивная терапия. Почему я думаю так, как я думаю. Не жить прошлым и не бояться будущего”. – Изд-во “Гуманитарный центр”, 2018.