Психологическое консультирование

Consult

Психологическое консультирование подразумевает применение психологических методов для решения профессиональных и личных задач.

Если задачи профессиональные, то такое консультирование превращается в управленческое. Здесь практика консультирования включает прямое взаимодействие с клиентом. Но почему собственник и менеджер производства или системы дистрибуции должен слушать рекомендации человека со стороны? Может ли консультант вообще что-либо знать о тех проблемах, с которыми предприятие сталкивается каждый день, а не от случая к случаю, как какой-то там консультант?

   Поэтому в результате консультирования должен быть получен осязаемый результат (клиентом, а не консультантом). Например, изменения в первоначальных убеждениях собственника компании о значимости своей собственной роли в управлении и ее влиянии на материальный результат работы всей компании, системе стимулирования или привлечения клиентов и т. д.

     Обычно это специальный проясняющий диалог консультанта и клиента, а не какие-либо известные заранее рекомендации. Даже стандартные проекты   должны быть точно адаптированы к ситуации клиента, чтобы их можно было внедрить в специфическую среду его организации. Чаще всего это происходит за счет предварительной диагностики или исследования организационных проблем.

   Даже сильные и крупные частные и государственные организации вырабатывают многие программы действий и используют благоприятные экономические возможности при помощи независимых консультантов. Это означает, что консультант должен быть независим от отдельно взятой компании, чтобы говорить то, что он обнаружил, а не то, что хочет услышать клиент.

Если задачи личные, то психологическое консультирование превращается в личностное и его цель – это повысить качество жизни отдельного человека в его конкретной жизненной ситуации. Методов решения этих проблем достаточно много, но в общем все они тоже должны начинаться с диагностики, а потом – выбора наиболее подходящего способа.

Так или иначе, эти способы можно объединить в три основные группы:

  • управляемое чтение, на основе диагностики клиент рекомендует те или иные книги, для самостоятельной проработки личностных задач;
  • тренинговая подготовка, это обычно метод групповой работы профессионального специалиста, предназначенный для решения проблем определенного сорта;
  • индивидуальное консультирование, интерактивное взаимодействие консультанта и клиента, определенное время по определенной процедуре, для решения заранее оговоренных или обнаруженных проблем.

     Часто способы комбинируют между собой специальным образом, который подходит для каждого отдельного человека и его жизненной ситуации.

 Опыт показывает, что наиболее важный критерий выбора консультанта – профессиональная репутация, или имидж. Никто не может дать стопроцентной гарантии, что в каждом случае найдет наилучшее решение. И все-таки вероятнее получить безупречную консультацию от консультирующей фирмы, имеющей хорошую репутацию, известной качеством и надежностью своей работы, нормальным соотношением затрат и результатов и рядом других полезных характеристик.