Предприниматель – ЭТО НЕ ПРОФЕССИЯ

П.К.ВласовСейчас многое меняется. Меняются убеждения, мода, знакомые, требования к тому, что является важным и ценным. В общем, меняется наша жизнь. И эти изменения, конечно же, касаются предпринимателей и предпринимательства. Происходит смена поколений. Если в самом начале 90-х активность, хваткость, некий азарт и напор могли привести к успеху и фирмы открывали все кому не лень, то чем дальше, тем больше стоит «входной билет». И рынок предъявляет новые требования.


Например, предпринимателями часто становились потому, что это интересно, престижно, можно управлять другими людьми и обеспечить себе то, что недоступно «среднему человеку» – автомобиль, квартиру, отдых, одежду, сверх-калорийное питание и за счет этого уважение в обществе. «Советское счастье» преобладало. Люди стремились выделиться, быть непохожими на всех остальных, что-то доказать, обеспечить свою семью – но не работать профессионально. Явно или не явно цель создания организации – это такое положение дел, когда работать не нужно будет никогда. Парадокс – предприниматель создавал себе работу, кульминацией которой было увольнение на покой. Обеспеченная старость – это одна из самых привлекательных идей для разных людей, независимо от пола и возраста. Говорить о таких целях достаточно трудно, и под эти знамена можно собрать таких же людей, которые на своем менеджерском уровне будут думать – «заработал, дай заработать нам!».
Зарубежные фильмы о розовощеких собственниках, которые в дорогих лимузинах приезжают на партию в гольф стали пост-советской мечтой для большинства первых предпринимателей. Но кто же должен поддерживать империю? Почитать и обеспечивать отца-основателя и все его многочисленное семейство? Это некая магическая фигура менеджера – мастера бизнес администрирования, который за высокую или очень высокую зарплату должен взяться ниоткуда, но сразу иметь врожденную цель – трудиться на благо предпринимателя, не покладая рук. Причем делать это честно, инициативно и надежно.
Как и всякий миф, эта сказка рассыпалась, встретившись с более или менее конкурентной реальностью. Во-первых, все «простые» деньги уже заработали, выросла конкуренция, капиталоемкость и мигрень. К сожалению, остались только «сложные» деньги, которые и от предпринимателя требуют более сложного объяснения целей, технологий, продуктов, то есть, требуют включенности. Поскольку кроме него так точно чувствовать его бизнес не сможет ни один менеджер. К примеру, чукча знает и различает, а также может рассказать о 110 состояниях снежного покрова. Немудрено, если он не будет это делать, он не сможет охотиться и обеспечить свою ярангу. Аналогия очевидна.
Современные исследования говорят о том, что собственник-предприниматель-главный стратег фирмы для описания организации использует около 54 понятий, а топ-менеджер 18 понятий. Причем, для собственника главным является внешняя среда и клиент, а для топ-менеджера – организация, как место для удовлетворения своих запросов и социальных гарантий. Поэтому идея понятна. Отчужденный не включенный бизнес может дать трещину. Внешний рынок меняется быстрее, чем учится топ-менеджер, и надежда на то, что он когда-нибудь догонит часто сокращает собственность собственника, которой следует управлять.
Поэтому сейчас из некоего модного занятия, хобби, интересного времяпрепровождения, из предпринимателя выкристаллизовывается бизнесмен, для которого цель – не уволиться, а управлять, развивая свое предприятие, чтобы иметь возможность заниматься более интересным делом в будущем. То есть это другой уровень организации своей жизни. Во-вторых, профессия «бизнесмен» – это профессиональный инструмент реализации собственных амбиций. Конечно, на уровне бытовой философии и здравого смысла сейчас далеко не уедешь. А советское образование, а тем более, «пост-перестроечное» было получено для других целей и в других условиях. Срок действия и гарантийные обязательства вышли за предел. Таким образом, сейчас нагрузка на профессиональные и личностные качества предпринимателя резко возросла. Ведь можно допустить, что социально привлекательному предпринимателю легче сформировать команду, и она стоит дешевле, чем для непривлекательного предпринимателя, которому высокой зарплатой нужно компенсировать свою непривлекательность. А возможность построить команду сейчас – более ценное конкурентное преимущество, чем наличие средств для развития бизнеса! Поэтому сейчас, независимо от того, как все мы к этому относимся, наступает время профессионалов.
И, в-третьих, зная это, наш Институт Прикладной Психологии разработал программу переподготовки по организационной психологии для современных организаций. Работайте с надежной командой.